5 трендов в девелопменте офисной недвижимости: как узнать объект нового поколения!
В 2023 году Москва показала рекордный спрос на офисы — более 2 млн кв. м покупки и аренды, что превысило показатели 2022 года более чем на 26%.
Рост интереса со стороны средних и небольших инвесторов приводит к перекалибровке актуальных характеристик офисов. Разбираемся, за какими пространствами будущее.
«Рабочий кабинет» у дома
Одно из ключевых качеств делового центра – его доступность для будущих офисных сотрудников как на автомобиле, так и на городском транспорте. Поскольку решение о выборе офиса чаще всего принимают собственники бизнеса, они отдают предпочтение локациям неподалеку от своего места проживания. К примеру, в Москве за пределами ЦАО деловые районы активно развиваются по северо-западному, западному и юго-западному направлению – там, где престижно жить. Большой популярностью пользуются локации вдоль Кутузовского проспекта, который формирует деловой коридор от Сити до Сколково, а также проходит через несколько районов высокобюджетного жилья и позволяет быстро выехать на несколько загородных направлений, включая Рублево-Успенское и Новорижское шоссе.
Гибкое пространство
По мере того, как все больше компаний переходит к гибридному графику работы, когда работа в офисе сочетается с «удаленкой», форматы офисов тоже меняются. На смену кабинетно-коридорной системе и повсеместному опен спейсу приходят гибкие планировки, в которых предусмотрены территории для тихой работы, переговорные для внутренних совещаний и встреч с клиентами, зум-комнаты для созвонов и т.д. В пользу такого подхода сделало выбор бюро IND architects, которое работало над архитектурной концепцией QOOB – одного из новых столичных бизнес-центров класса «А». Нарезка небольшими блоками от 53 кв. м с возможностью объединения нескольких лотов позволяет легко моделировать пространства под индивидуальный запрос современного бизнеса и сделать офис местом, где работа становится продуктивной и комфортной.
На одной волне с городом
Бизнес-центры нового поколения с яркой авторской архитектурой и привлекательным ритейлом могут менять общественное мнение о локации. Они становятся в большей степени социальными проектами, а не только коммерческими. Завоевать популярность у горожан им помогают расположенные на первом этаже и не только магазины, кафе, повседневные полезные сервисы, а также благоустроенная территория – нередко появление современного БЦ дает старт качественным изменениям городской среды в районе.
Как в дорогом отеле
Не только где находится офис, но и как выглядит «работа», приобретает все большее значение для имиджа работодателя. Офисы нового поколения в дизайне общественных зон соревнуются по эффектности и комфорту с лобби мировых отелей. К примеру, в проекте QOOB на первом этаже предусмотрены яркие современные интерьеры, которые выглядят особенно эффектно благодаря второму свету, 9-метровым потолкам и витражному остеклению, а рядом с ресепшен гостей встречает мягкая зона ожидания и кофе-пойнт.
Завтрак на траве
Еще один тренд – курс на устойчивое развитие, который затрагивает не только заботу об окружающей среде (энергосберегающие технологии, экологичные материалы, сортировка мусора и т.д), но и комфортные условия для сотрудников – качественная инженерия и комфортный микроклимат, а также все, что сделает длительное пребывание в офисе приятнее. К примеру, наличие площадки для отдыха сотрудников на свежем воздухе повышает ставки бизнес-центра в прямом и переносном смысле. В новом бизнес-центре класса «А» на улице Алексея Свиридова девелопер Dominanta решился на редкие для Москвы эксплуатируемые кровли. Они устроены на обоих корпусах проекта в формате террас, которые доступны только для резидентов и их гостей. Здесь можно сделать паузу среди рабочего дня и выпить чашку кофе, либо поработать, любуясь видами города.
В классе «А» становится тесно
В Москве, как и других городах-суперзвездах доля свободных офисных площадей «А» класса стремительно сокращается – все больше компаний хотят работать в качественных современных пространствах и готовы за это платить. Например, в Лондоне, по прогнозу JP Morgan Research, к 2030 году ожидается беспрецедентный кризис предложения – спрос на офисные помещения класса «А» вырастет на 38%. В Москве за 2023 год вакантность в классических офисах упала до 7,4%, подсчитали в IBC Real Estate. 70% офисных помещений в строящихся бизнес-центрах продается до ввода в эксплуатацию. Поэтому особенно остро ощущается недостаток крупных блоков и отдельных зданий – такие предложения единичны, и поиск объектов для размещения штаб-квартиры или представительского офиса занимает месяцы, а иногда и годы. По данным Nikoliers, в настоящее время в Москве строится всего 4 бизнес-центра, где можно приобрести целый корпус площадью от 10 тыс. кв.м. Бизнес-центр QOOB – один из них.
В бизнес-центре QOOB забронировано более 20% офисов!
Старт - продажа офисов премиум-класса в бизнес-центре QOOB!
В итогах ушедшего года - новый рекорд офисной недвижимости!