Если на фирме все работают с отдачей, а ничего не получается с точки зрения развития, надо рассмотреть особенности построения документооборота.
Что помогает развитию компании? В первую очередь - анализ всех событий. И это возможно, когда документооборот выстроен прозрачно и понятно. Движение документов сегодня - 90% успеха.
Кто работает на будущее в компании?
Маркетолог
Одна из самых частых позиций в списке планов по найму молодых инноваторов. «Мы наймем маркетолога и он сделает нам отличный маркетинг» - вот что часто можно слышать от инноваторов в ответ на вопрос о планах по выходу на рынок. Почему это не сработает – в России просто нет хороших специалистов по продвижению инноваций. Наш рынок маркетинга вырос в основном из филиалов западных маркетинговых агенств, которые запускались в России. Они работают с огромными брендами, наподобие Coca-Cola или Mercedes. Конечно, далеко не все специалисты строили карьеру в подобных агенствах, но отпечаток это наложило на весь рынок. Даже самые лучшие специалисты с промышленного рынка не смогут ничего сделать для только начинающегося проекта. Не потому что они плохие специалисты, нет. Потому что цели компаний, в которых они привыкли работать, и цели стартапа очень сильно различаются. Кроме того, такие люди привыкли получать хорошие деньги, которые вы вряд ли сможете им платить. Можно заманить долей в проекте, но подумайте еще раз, стоит ли оно того?
Второй способ, как часто поступают стартаперы с маркетингом – это найм человека вообще без опыта работы. Часто это студент отделения маркетинга и журналистики, на которого сваливается написание текстов и общение с прессой. Этот способ лучше предыдущего только тем, что он требует гораздо меньших расходов. Во-первых, такой человек учился по книгам, и хорошо если по действительно хорошим книгам, потому что сам он чаще всего оценить их еще не в состоянии. Во-вторых, полнейшее непонимание что делать и неразумные действия чаще всего могут принести вред, а не пользу.
Подытоживая, можно сказать что маркетолог или пиарщик нужен только тогда, когда сами основатели уже четко представляют, что он будет делать и им просто не хватает рук. В этом случае хорошо могут сработать оба варианта. Но с одним условием – человек должен любить ваш проект, вашу команду и быть готовым учиться или переучиваться. Это касается и зеленого студента, и маститого профи, потому что переучиваться придется им обоим.
Во всех остальных случаях, про маркетинг забывать тоже не стоит. Но лучше просто иметь на примете отличного специалиста или фрилансера, который может выполнять разовые работы и консультировать основателей в случае недостатка компетенций.
Инженер
В эту же категорию добавляем ученых. Разработка новой технологии зачастую не под силу автору первоначальной идеи. В таком случае приходиться нанимать людей более опытных в предметной области. Приманить в проект их можно двумя вещами. Во-первых, интересной темой для исследований. Люди, любящие свое дело, всегда оказываются самыми лучшими инженерами, и они поистине фанатики, так что могут пойти к вам в проект на меньшую зарплату(в разумных пределах) только потому, что им нравится то, что вы делаете. Но и в этом случае, предложить действительно ценному человеку долю, чтобы удержать, не будет лишним. Доля в проекте и будущий доход - это как раз вторая мотивация. Кстати, в Кремниевой Долине инженеры очень хорошо понимают свои бизнес выгоды и часто идут работать в стартап именно из-за доли.
Отношения выстраивать с ними, как показывает практика довольно сложно. Прежде всего потому что действительно хорошие инженеры — это люди очень себя ценящие. И принимать указания от человека с меньшим опытом они не готовы. А это неизбежно, потому что видение проекта есть только у основателей в голове и если они не смогут его донести до своей команды, то проект можно смело хоронить.